Активные формы обучения на уроках истории и обществознания

26.11.2015 18:26

Активные формы обучения на уроках истории и обществознания

Активные методы обучения — это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.

Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной  деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями.

Активные методы позволяют учащимся на уроке:

  — формировать собственное мнение;

 - учиться слышать и слушать другого человека, уважать мнение собеседника;

 - обогащать свой социальный опыт путем включения и переживания тех или иных ситуаций;

 - продуктивно усваивать учебный материал;

 - активно и творчески работать, проявлять свою индивидуальность;

 - уметь разрешать конфликты в  повседневной жизни;

 - продуктивно усваивать учебный материал;

 - анализировать факты и информацию;

 - творчески подходить к учебному материалу;

 - активно самостоятельно работать;

 - проявлять свою индивидуальность.

Формы работы, повышающие уровень активности обучения

  Применение нетрадиционных форм проведения уроков (урок – деловая игра, урок – соревнование, урок – семинар, урок – экскурсия, интегрированный урок и др.);

Использование нетрадиционных форм учебных занятий (интегрированные занятия, объединенные единой темой, проблемой; комбинированные, проектные занятия, творческие мастерские и др.);

Использование игровых форм;

Диалогическое взаимодействие;

Проблемно-задачный подход (проблемные вопросы, проблемные ситуации и др.)

Использование различных форм работы (групповые, бригадные, парные, индивидуальные, фронтальные и др.);

Интерактивные методы обучения (репродуктивный, частично-поисковый, творческий и др.);

Использование дидактических средств (тесты, терминологические кроссворды и др.);

Использование всех методов мотивации (эмоциональных, познавательных, социальных и др.);

Различные виды домашней работы (групповые, творческие, дифференцированные, для соседа и др.);

Деятельностный подход в обучении.

Мозговой штурм Его цель — организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем.

Деловая игра — метод имитации ситуаций, моделирующих профессиональную или иную деятельность путем игры, по заданным правилам.

«Круглый стол»  это метод активного обучения, одна из организационных форм познавательной деятельности учащихся, позволяющая закрепить полученные ранее знания, восполнить недостающую информацию, сформировать умения решать проблемы, укрепить позиции, научить культуре ведения дискуссии.

Анализ конкретных ситуаций. Сталкиваясь с конкретной ситуацией, обучаемый должен определить: есть ли в ней проблема, в чем она состоит, определить свое отношение к ситуации.

Проблемное обучение  — такая форма, в которой процесс познания учащихся приближается к поисковой, исследовательской деятельности.

На основе игровой деятельности:
• Игры-реконструкции (наличие воображаемой ситуации, которая происходила в прошлом или настоящем, распределение ролей);

• Игры-обсуждения (наличие ситуации, которая моделирует различные формы обсуждения, создание конфликта мнений, анализ прошлого экспертами с точки зрения современности);

• Игры-соревнования (наличие фиксированных правил,  отсутствие сюжета и ролей,   первый   план   субъектно-объектных   отношений).

                Игра на уроке истории — это активная форма учебного занятия, в ходе которого моделируется определенная ситуация прошлого или настоящего, «оживают» и действуют люди, участники исторической драмы.

Цель игры - создание игрового состояния, специфического; эмоционального отношения субъекта к исторической действительности. Игра держится на четких и строгих правилах, соблюдение которых обеспечивает содержательность, состязательность и результативность игровой деятельности. Школьники могут участвовать в ней индивидуально, группами или коллективно. Игры с правилами используются на всех этапах процесса обучения истории как познавательные, развивающие и аттестационные, включают в свое содержание все структурные компоненты учебного исторического материала (факты и теорию, даты, картографию, персоналии, понятия и т.п.), не требуют предварительной подготовки и поэтому широко распространены в школьной практике

               Игра заставляет ребенка перевоплотиться в исторический персонаж. Он стоит перед своего рода необходимостью «прыгнуть выше себя», занять положение взрослого, жившего в ином историческом времени и пространстве. Школьники моделируют историческую реальность через «вживание» в мысли, чувства, переживания своих героев, Знания, приобретаемые ими, становятся личностно значимыми, эмоционально окрашенными.

                  Методисты давно выделили два важнейших признака учебной исторической игры: наличие прямой речи (диалога) участников и воображаемой ситуации в прошлом или настоящем (в последнем случае — для обсуждения прошлого). Проанализирую использование на уроках такой активной формы как игра. В образовательных играх делаю акцент на эмоциональное возбуждение. Процесс обучения истории включаю игры, активизирующие мыслительные процессы. Применение различных игр обеспечивает большую плотность общения, коллегиальность, контактность, аргументированность (для некоторых игр), большую рефлективность (ученик оценивает самого себя и свою роль в решении общей задачи), мотивированность (желание победить). В игре может  самореализоваться даже ученик со слабой подготовкой. Использование различных режимов (ученик - ученик, ученик - группа, группа учащихся - группа учащихся) и их чередование способствует оптимизации занятий. Подбор упражнений для занятий позволяет детям активно участвовать во всем, что происходит на занятии; не узнавать о чужих открытиях, а открывать новое самим (занимать активную исследовательскую позицию); осознавать результаты занятий для группы и для самого себя. Предлагаемые ученикам упражнения затрагивают не только и не столько интеллектуальную сферу детей, но и чувства, эмоции, отношение к окружающему миру, ценностные ориентации.

На основе дискуссионной деятельности:
• семинары (индивидуальная работа);

• структурированные дискуссии (групповая работа);

• проблемно-проектные дискуссии.

           В самом общем педагогическом смысле дискуссия призвана выявить существующее многообразие точек зрения ее участников на ту или иную проблему, провести (при необходимости) всесторонний анализ каждой из них, внести вклад в формирование собственной позиции каждого ученика.

В последние годы в педагогической практике утвердились дискуссии, основанные на групповой работе. Соединение работы в группах с решением проблемной ситуации создает наиболее эффективные условия для обмена знаниями, идеями и мнениями, обеспечивает всесторонний анализ и обоснованный выбор решения той или иной темы. Школьники овладевают ораторскими умениями, искусством ведения полемики, что само по себе вносит Важный вклад в их личностное развитие.

В самом общем виде в зависимости от принципов организации, задач и планируемых результатов можно выделить несколько видов исторических дискуссий.

Структурированная (регламентированная) дискуссия. Название говорит само за себя: ученики получают четкий план, структуру и регламент обсуждения. Сущность данного вида занятия состоит в том, что в малых группах происходит обсуждение ряда частных аспектов одной общей проблемы, которую предстоит решить всему классу.
В начале урока учитель формулирует общую проблему, выдвигает возможные гипотезы ее решения. Дискуссия с элементами игрового моделирования. Сущность данного вида дискуссии состоит в том, чтобы взглянуть на проблему с позиции не только нашего современника, но и представителей определенных социальных или политических сил прошлого.
Часть ребят представляют «реальных», т.е. современных нам экспертов, высказывают более поздние оценки тех или иных событий. Другие участники, абстрагируясь от оценок, представленных в учебнике и дополнительной литературе, выступают от имени «очевидцев». Группы формируются довольно большие по составу (как правило, по рядам).

Проектная дискуссия. В ее основе лежит предварительная работа групп учащихся над проектами. Модель анализа проблемы сообщается за одну-две недели до урока:1) исторический анализ проблемы;2) выявление трудностей, связанных с исследованием проблемы;3)разделение проблемы на отдельные вопросы;4) поиск и разработка частных задач решения общей проблемы;
5) выработка гипотезы по решению проблемы в определенных исторических условиях.
                    На уроке ученики выявляют предпосылки возникновения данной проблемы. Предмет дискуссии состоит в том, что в результате ее исследования и выявления трудностей решения школьники намечают возможные способы ее разрешения. Проекты представляют собой не что иное, как обоснованные гипотезы (предложения) решения данной проблемы. Проекты готовятся в малых группах и обсуждаются в классе.

Командная дискуссия (дебаты). На обсуждение выносится четко сформулированный тезис, который одна команда должна защитить, а другая опровергнуть. В каждой команде — по три спикера. В команде, защищающей тезис, первый спикер представляет аргументы в его пользу, второй — усиливает аргументацию, третий — представляет заключительный ответ, опровергает контрдоводы команды, критикующей данный тезис. Спикеры другой команды выдвигают все возможные аргументы в поддержку своей позиции. Третий спикер готовит заключительный ответ оппонентам. Таймкипер следит за регламентом. Жюри ведет протокол, оценивает выступления спикеров.

Парная дискуссия («вертушка»). Целью данного вида дискуссии, является вовлечение всех учащихся в обсуждение проблемы. Создаются два круга — внутренний и. внешний. Участники дискуссии сидят лицом друг к другу. Внутренний круг неподвижный, внешний — подвижный (учащиеся по сигналу учителя пересаживаются на стул вправо). Дискуссия помогает участникам отточить собственную аргументацию, услышать контрдоводы оппонентов, приобрести опыт коммуникации.

Дискуссия — «круглый стол». Особенность состоит в том, что непосредственно в обсуждении проблемы участвует небольшая часть класса. Разновидностями «круглого стола» могут быть заседание экспертной группы, научный симпозиум.

К дискуссиям относят также уроки-митинги, уроки-суды, уроки-диспуты и др.

 

На основе исследовательской деятельности:

• практические занятия (коллективная деятельность класса);

• проблемные  занятия (групповая работа);
• исследовательские уроки (индивидуальная работа)

                Практическое занятие - форма учебных занятий, где на основе ранее полученных знаний и сформированных умений школьники решают познавательные задачи, представляют результаты своей творческой деятельности или осваивают более сложные познавательные приемы изучения исторического прошлого.

От всех учебных занятий, представленных выше, практикумы отличаются своей направленностью на обучение школьников применять полученные знания и умения в новых учебных ситуациях. Поэтому в тематических блоках они логично следуют за уроками изучения нового материала, лекциями, семинарскими занятиями, но предшествуют повторительно-обобщающим и контрольным урокам. Однако, если практикум посвящен формированию элементарных познавательных умений, необходимых для овладения новым предметом или историческим курсом, то тогда это занятие может быть организовано в самом начале тематического блока или во введении («Знакомство с предметом История и учебником», «Счет лет в истории», «Секреты исторической карты» в пропедевтическом курсе и в истории древнего мира). Практические занятия подобной тематики относятся к первому виду - практикумам по развитию познавательных умений.

Так же возможны практикумы по проверке результатов творческо-поисковой деятельности. Они тоже могут завершать тематический блок, изучение раздела или курса, а также выливаться во внеурочные формы работы по предмету. Здесь заслушиваются и обсуждаются рассказы школьников об исторических событиях, составленные с помощью приемов персонификации, драматизации и стилизации, или подготовленные на материалах краеведческих музеев, региональных архивов и семейных преданий. Здесь же старшеклассники могут представить реферат или научный доклад.

Видовое разнообразие практических занятий позволяет успешно применять их во всех классах, где изучается история.

               Проблемное занятие - в основу занятия положено использование учебной  проблемы и привлечение школьников к активному участию в решении этой проблемы. Под учебной проблемой понимают задачу, вопрос или задание, решение которых нельзя получить по готовому образцу. От ученика требуется проявление самостоятельности и оригинальности. Не репродуктивное восприятие прошлого и настоящего, а выработка личной гражданской позиции через собственное открытие факта, события, его переосмысление возможны только при использовании метода проблемного обучения, который обеспечивает высокую мотивацию учащихся.

Используя проблемный метод, я учитываю готовность учащихся каждого класса к восприятию проблемного материала: общий уровень знаний, настроенность на урок, опыт применения проблемного обучения в данном классе. Для оптимизации проблемного обучения необходима вариативность, т. е. выбор такого варианта проблемного подхода к изучению материала, который в наибольшей мере отвечает уровню данного класса. В классе с высоким уровнем мотивации учащихся после изложения факта можно ставить проблемы одну за другой, в классе со слабой мотивацией можно объяснить материал самой и в конце провести опрос проблемного характера.

При объяснении нового материала я использую две формы проблемного обучения - проблемное изложение и поисковую беседу.

                  В ходе проблемного изложения проблему ставит и решает учитель. Не просто излагаю материал, а размышляю, рассматриваю возможные подходы и пути решения. Учащиеся следят за логикой рассуждения, анализом, глубже усваивают материал. Проблемное изложение применяю, когда материал совсем новый и слишком сложный. Проблемное изложение можно использовать при изучении истории государственной символики в 9-х, 10-х, 11-х классах. Спорным, например, остается вопрос: откуда взялся на Руси образ двухглавого орла? Учащимся предлагаются разные точки зрения историков по этому вопросу. Таким образом, приходим к выводу, что вопрос о происхождении орла на печати Ивана III пока остается открытым.

Смысл поисковой беседы в том, чтобы привлечь учащихся к решению выдвигаемых на уроке проблем с помощью подготовленной заранее системы вопросов. Использую эту форму в тех случаях, когда дети обладают необходимыми знаниями для активного участия в решении выдвигаемых проблем.

                    Исследовательская атмосфера уроков проблемного обучения позволяет вовлечь учащихся в активный познавательный процесс. Меняется роль учителя. Он — консультант, помощник, наблюдатель, источник информации, координатор. Учитель становится организатором самостоятельного учебного познания учащихся.   Проблемное занятие поддерживает интерес учащихся к истории как к предмету и к истории как к науке. Создавая на уроках истории проблемные ситуации, используя другие способы проблемного обучения, учитель может выйти за пределы минимального образовательного стандарта и научить школьников применять творческие методы исследовательского характера (определение причин по следствиям, реконструкция целого по частям и наоборот и т.п.).

Приемом создания проблемной ситуации может быть нестандартная постановка темы урока. В 7-м классе тему “Экономическое развитие России в XVII в.” можно сформулировать так: “Стало ли XVII столетие переломным в развитии хозяйства России?”. Такое название обладает потенциалом создания проблемной ситуации. Или “Петр I - чудо или чудовище?”, вместо темы учебника “Преобразования в петровскую эпоху”.

Исследовательские уроки. Под исследовательской деятельностью понимается такая форма организации  работы на уроке, при которой учащиеся ставятся в ситуацию, когда они самостоятельно овладевают понятиями и подходами  к решению проблем в процессе познания организованного учителем, решают творческие задачи с неизвестным заранее результатом. Именно исследовательский  подход в обучении позволяет учащимся стать участниками творческого процесса, а не пассивными потребителями готовой информации.

Исследовательская деятельность позволяет развивать у ребенка умения и навыки для освоения стремительно нарастающего потока информации, ориентации в нем  и систематизации материала. Здесь можно использовать метод проектов, возникший более ста лет назад, переживает второе рождение. Образовательный проект рассматривается сегодня как совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности и направленная на достижение общего результата.  В соответствии с доминирующим видом деятельности учащихся, выделяют пять типов проектов: исследовательские (подчинены логике исследования и имеют структуру научного исследования); творческие (нацелены на результат в жанрах художественного творчества), приключенческие (игровые) (имитируют социальные или деловые отношения), информационные (направлены на изучение какого-либо явления, его свойств, функций, анализ и обобщение информации), практико-ориентированные (предполагают подготовку общественно значимых результатов проекта: закона, письма к администрации города, района, словаря).

       Активное сотрудничество ученика и учителя в ходе исследовательской работы принципиально меняет технологию получения знаний: ученик, опираясь на помощь учителя, организует самостоятельный процесс поиска. При этом важно иметь четко разработанную долгосрочную программу исследований с учетом устойчивых интересов, реальных условий и возможностей для успешной работы.